ПЫЛАЮЩАЯ РЕКА

Сергей Леонидович Мальчиков

Посвящается 63-й годовщине победы над фашистской Германией

 

Разработка обоих проектов БКА в основном осуществлялась специалистами корпусного отдела, начальником которого был Юлий Юльевич Бенуа (1908-1966), назначенный главным конструктором бронекатеров.

Основной задачей бронекатеров являлась артиллерийская поддержка сухопутных войск в ходе боевых операций возле рек и озер. Поэтому основными требованиями к проектируемым БКА являлись: небольшие размеры; скорость; минимальная осадка катеров; наличие легкого противопульного бронирования.

Многие требования технического задания противоречили друг другу, поэтому конструкторы были вынуждены искать компромиссы. Основная часть веса катера приходилась на бронирование и вооружение, что было очень непросто увязать с обеспечением лимитированной осадки и возможностью транспортировки по железной дороге. Боевая рубка, артиллерийские башни, а также броня корпуса располагались достаточно высоко. Это поднимало центр тяжести и, соответственно, ухудшало остойчивость. Для достижения остойчивости следовало увеличивать ширину корабля, а чтобы выполнить задание по скорости, ширину требовалось уменьшать. При этом осадка катеров на стоянке и малом ходу не должна была превышать величин, указанных в техническом задании. Этого можно было достичь только тщательной дифферентовкой кораблей.

Разработчикам приходилось экономить буквально на всем, так как уменьшение веса облегчало достижение заданной скорости и уменьшение осадки. Такая экономия сказалась на условиях несения боевой службы и жизни моряков. Ограничение размеров и небольшая высота борта не позволили обеспечить нормальную высоту и площадь жилых помещений. На катерах проекта 1124 высота жилых помещений составила 1550 мм, а проекта 1125 - около 1150 мм. Поэтому выпрямиться во весь рост было невозможно. Самый большой девятиместный кубрик площадью 14 м2 был снабжен подвесными койками, рундуками и складными столами. Катера проекта 1125 имели только один кубрик, в связи с чем подвесные койки пришлось размещать также в обоих пулеметных отсеках. В то же время значительные объемы в подводной части кормы не могли использоваться. Это вызывалось необходимостью размещения гребных винтов в глубоких тоннелях.

Проект 1124, т.н. "амурский", разрабатывался в 1933-1934 гг. Напряженная работа конструкторов, а также испытания в Опытовом бассейне НИВК позволили определить оптимальные размерения и обводы бронекатеров.

Корпуса катеров с поперечной системой набора разделялись девятью поперечными переборками на 10 отсеков, для сообщения между которыми в переборках были устроены люки.

Конструкция корпусов была смешанной: броневая часть выполнялась клепаной, а небронированная - сварной. Среднюю часть корабля занимала цитадель, представлявшая собой бронированный объем. Палуба и наружная бортовая обшивка также изготовлялись из броневых листов. При этом цитадель придавала общую прочность корпусу. Набор соединялся с броней с помощью заклепок, а к обшивке за пределами цитадели приваривался.

Из бронированной боевой рубки, расположенной над цитаделью, осуществлялось управление кораблем. Непосредственно под рубкой находились топливные цистерны общей емкостью четыре тонны. Чтобы избежать взрыва бензиновых паров, на катерах применялась разработанная инженером Шатерниковым система заполнения бензобаков отработанными газами от двигателей.

Вначале на катерах ставили башни с 45-мм орудиями, но начавшийся выпуск башен для танков Т-34 позволил усилить артиллерийское вооружение БКА. На большие катера стали устанавливать по две танковых башни с углом возвышения орудия 30°, на малые - одну башню. Боезапас составлял 112 унитарных снарядов на больших катерах, и 100 на малых.

На БКА 1124 проекта устанавливались два подвесных балансирных руля, не выступавших за основную плоскость. Диаметр циркуляции не превышал трех длин корпуса.

Малые бронекатера проекта 1125, т.н. днепровские, проектировались с использованием уже отработанных в проекте 1124 конструктивных решений. В отличие от большого, малый катер делился переборками на девять отсеков. Он имел только один двигатель ГАМ-34-БС, что ухудшало его маневренность и живучесть по сравнению с БКА проекта 1124. Высота борта у малого бронекатера составляла всего 1500 мм, поэтому двигатель под палубой не помещался и над машинным отделением было устроено возвышение - кап высотой 400 мм. Катера этого проекта имели один навесной балансирный руль. Диаметр циркуляции - также около трех корпусов.

Создание таких уникальных кораблей, как бронекатера, было бы невозможным, если бы в СССР к тому времени не было малогабаритных и легких бензиновых моторов ГАМ-34-БС (ГАМ - глиссерный Александра Микулина), созданных на базе авиационного двигателя АМ-34. Эксплуатационная мощность мотора на переднем ходу составляла 720 л.с. при 1770 об/мин. Винт подбирался так, чтобы при полном открытии дроссельных заслонок карбюратора число оборотов в минуту было в диапазоне от 1750 до 1850. На заднем ходу максимальная частота вращения вала составляла 1200 об/мин.

В 1935-1938 гг. заводом № 340, расположенным в Зеленодольске, были построены для флота 28 больших катеров. Испытания головного катера, проведенные осенью 1936 г., показали, что он соответствует проектному заданию. Из этой серии 20 катеров были отправлены на Дальний Восток и включены в состав Краснознаменной Амурской флотилии. Кроме того, 22 катера обоих типов строились по заказу Морпогранохраны НКВД.

Первый катер проекта 1125 был построен заводом № 340 без установки брони в 1938 г. и после испытаний принят флотом в качестве учебного. В 1938-1939 гг. построили серию из 18 малых бронекатеров, в т.ч. четыре - на заводе им. А. Марти в Ленинграде. Часть "днепровских" катеров также была отправлена на Амур. В мае 1940 г. проводились совместные испытания катеров обоих проектов на оз. Ханка. Испытания показали, что при четырехбалльном ветре катера проекта 1124 по мореходности имели явное преимущество. При этом комиссия отметила ряд недостатков, в т.ч. очень маленькую высоту жилых помещений и отсутствие парового отопления.

Опыт эксплуатации бронекатеров проектов 1124 и 1125 выявил ряд недостатков и в 1939-1940 гг. в эти проекты были внесены необходимые изменения. Корпуса строящихся больших катеров стали выпускать с увеличенным развалом в носовой части, произошло усиление вооружения благодаря установке двух 12,7-мм пулеметов ДШК в специальных башнях ДШКМ-2Б. Башни главного калибра от танка Т-28 уступили место новым с 76,2-мм орудиями Ф-34 и длиной ствола 41,5 калибра. Малые катера также оснащались такими башнями. На этих БКА устанавливались двигатели экономического хода ЗиС-5. Однако внедрение усовершенствований привело к увеличению водоизмещения и снижению скорости. Новая модификация называлась проектом 1125у.

Почти одновременно с указанными проектами Речсудопроект по заказу пограничников разрабатывал проект бронекатера С-40 для Аму-Дарьи. Главным конструктором этого проекта был Борис Николаевич Четвериков. По сравнению с "днепровским" катером С-40 был длиннее - 24,7 м и шире - 3,9 м. Благодаря этому конструкторам удалось добиться заданной осадки. На таких катерах устанавливались два танковых дизеля типа В-2 мощностью по 400 л.с., имеющих замкнутый цикл охлаждения (см. "Двигатель" № 5 и 6 - 1999 г.). В проекте С-40 были учтены особенности Аму-Дарьи: сильное течение, множество перекатов, содержание в воде значительного количества взвешенных частиц, однако эксплуатация БКА на этой реке оказалась невозможной в связи с быстрым износом гребных винтов и наружной обшивки.

В последние предвоенные годы (с начала 1939 г. по июнь 1941 г.) в строительстве находилось 68 бронекатеров проектов 1124 (1940 г.), 1125у и С-40. Срыв поставок орудий и башен от танка Т-34 приводил к замедлению темпов постройки катеров. Кроме того, катера С-40 не были в срок обеспечены танковыми дизелями В-2. До 22 июня 1941 г. заводы № 300, 340, 363 и Ижорский сдали ВМФ и Морпогранохране НКВД около 75 бронекатеров. В это количество вошли катера, строившиеся по первоначальным проектам 1124 и 1125.

 

 

 

 

  

НКВД-РККА

 

Hosted by uCoz